jen Пышные юбки в талию. Струящиеся силуэты. Шлейфы и разрезы до бедра. Длинные волосы, густые ресницы и томный взгляд. Умение помалкивать, когда надо. Изящная фигура. Хорошие манеры. Аккуратный маникюр. Каблуки… Что же из этого всего – женственность? Вернее, что из этого всего женственность сегодня? После всех изменений, которые претерпевал стандарт женской красоты сквозь историю. И вообще – зависит ли женственность от внешности?

В далеком 1965-м году, когда юбки были коротки, а силуэты – трапециевидны, актриса Джейн Фонда, рассуждая о роли женщины, сказала: «Женственность – это умение слушать. Мужчины обожают это!» Мы, безусловно, аплодируем ее прямолинейности, но все же радуемся тому, что в сегодняшнем мире быть женственной не значит делать то, что обожают мужчины. С другой стороны, завертевшись в круговерти феминизма, сексизма, гендера и прочих устрашающих терминов, мы уже запутались в том, как выглядит современная женственность, и сохранилась ли она вообще. Ты тоже? Тогда давай пробовать разобраться вместе – ведь кто, если не мы.

Кейт Бланшетт в роли Елизаветы I
Кейт Бланшетт в роли Елизаветы I

Прежде чем начинать раскладывать все по полочкам, как мы любим это делать, давай углубимся в Занимательную Историю и порадуемся тому, что мы живем там, где мы живем. Почему? Потому что современной девочке сложно представить себе, на какие ухищрения шли модницы и красавицы прошлых лет, чтобы оставаться такими же модными и красивыми (читай – чтобы нравится тогдашним мужчинам). Начнем с королевы Елизаветы I, которая полагала, что нет маски для лица полезнее и натуральнее, чем уход на основе белого свинца – субстанции, между прочим, достаточно ядовитой. Свинец придавал коже королевы белизну, правда, не совсем здорового характера, но кого беспокоят такие мелочи, когда на кону – идеальное лицо, правда? Интересно, что такого же мнения придерживались и косметологи в 1930-х годах, выпустив крем на основе радия. А уж если вы, дорогая женщина из 30х, по непонятным причинам крутите носом и не хотите становиться красивее с помощью радиоактивных элементов, то пожалуйста – к вашим услугам вакуумная маска, которая тоже может улучшить кровообращение и придать щекам нежный румянец.

Femininity_4

Но, на самом деле, все это цветочки по сравнению с удивительным девайсом под названием «шлем для носа», который корректирует его форму и заодно может одарить носителя головными болями высшего класса. А иногда девушек и вовсе возмутительнейшим образом обманывали, обещая, скажем, корсеты, которые «…из самой смехотворной фигуры могут сделать грациозное элегантное тело», да еще и укрепляют внутренние органы. Вот только рентгены упорно показывали, что, видимо, под «укреплением» мы все понимаем разные вещи, потому что в нашем мире деформированные органы и сломанные ребра – не самые укрепленные вещи на свете. С другой стороны, лицемерием было бы утверждать, что косметология в наше время обходится без пугающих процедур: взять хотя бы кровавую маску Ким Кардашьян. Хотя, нет. Давай все-таки не будем ее брать.

Чарльз Гибсон "На пляже" (1898 г.)
Чарльз Гибсон “На пляже” (1898 г.)

Логично предположить, что разница в восприятии женственности продиктована во многом еще и идеалами красоты, которые менялись резвее, чем девушки Леонардо ди Каприо. Например, родись ты на рубеже ХІХ и ХХ столетий, тебе пришлось бы одеваться и выглядеть, как «девушка Гибсона» – это своеобразная ролевая модель, созданная иллюстратором Чарльзом Гибсоном. С легкой руки Чарльза, которого сейчас мы без лишних сомнений нарекли бы сексистом высшего пошиба, девушка считалась красивой, если она высока, худа, у нее рискованно узкая талия и широкие бедра. Затем, в 20-е, пришла эра девочек с маленькой, практически плоской грудью, и только в 40-е людей наконец-то осенила простая и правильная мысль о том, что красота – штука разная и вариативная.

Твигги
Твигги

Движемся на веселом велосипедике истории ближе к нашему времени: в 50-е годы общественное мнение позволило девушкам обнажать кожу, и потому рукава стали короче, плечи – свободнее, а вечеринки менее томными. Про анорексию как про серьезное расстройство заговорили в 70х, когда в связи с популярностью Твигги стали актуальны таблетки, сулившие потерю двух с половиной килограмм веса всего за ночь. Наконец, в восьмидесятые наступила эра диет, спорта и супермоделей, и с того момента понятие женственности начало приобретать формы, понятные и близкие нам.

А теперь действительно хорошие новости: сама природа помогает девушкам не только оставаться женственными и красивыми, но и развивать эти качества с поколениями. Вероятно, именно поэтому нам кажется, что люди со старинных картин выглядят так потрясающе плохо – тебе же тоже так кажется?

Бейонсе с дочерью
Бейонсе с дочерью

Итак, ученые установили следующий крайне важный факт: во-первых, у красивых девушек рождается больше детей, нежели у их менее привлекательных подруг, а во-вторых, большинство этих детей – девочки. Получается, что повзрослев, эти девочки – которые преимущественно тоже хороши собой – продолжают реализовать схему, и с каждым новым поколением становятся все прекраснее и прекраснее. А что же с мужчинами, спросишь ты? Тут ученые вынуждены признать, что с тех времен, как мы все жили по пещерам, мало что изменилось: эволюционно парни хорошеют далеко не так охотно.

2013 Shay Cochrane

В наше время многие девочки сознательно подавляют в себе феминные черты. С чем это связано? Здесь все просто: если ты хочешь преуспеть (а ты, конечно, хочешь) да еще контролировать собственную судьбу и принимать решение самостоятельно, то так или иначе приходится перенимать модели поведения мужчин: агрессивность, конкурирование, желание доминировать и прочие черты, по определению присущие парням. А феминность в такой системе, увы, воспринимается как слабость.

Femininity_6

В чем заключается главное отличие женственности прошлого и нашего века? Раньше, как показывает наш увлекательный экскурс, за этим словом скрывались характеристики, имеющие отношение к внешнему виду, вроде размеров талии или высоты прически. А сейчас, когда мы говорим «женственный», чаще всего апеллируем к чертам характера: эмпатии, спокойствию, умению сочувствовать, желанию искать компромиссы. Таким образом, получается, что одежда и внешний вид, по большому счету, уже не играют такой большой роли в погоне за тем, чтобы гордо звать себя «девочкой» с большой буквы «Д». Сегодня достаточно не вступать с соперницей в кровавую схватку ради повышения на работе и лишний раз промолчать в споре, вместо того, чтобы задавить собеседника интеллектуально и физически – и тогда тебя по праву сочтут самой женственной из всех. Главный вопрос – нужна ли такая женственность современной девочке? А будет она при этом одета в джинсы бойфренда или пышную юбку – дело десятое.

Источник